День церковного Новолетия


День церковного Новолетия

День церковного Новолетия

14 сентября (1 сентября по старому стилю) православной церковью празднуется церковное Новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление, когда началом года считается 1 марта или 25 марта - дата праздника Благовещения по старому стилю. В целом торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 года.

Начало года отмечали в этот день в память о победе, которую император Константин одержал над римским императором Максентием. После битвы Константин даровал христианам свободу вероисповедания. В 325 году на первом Вселенском Соборе решили отмечать в этот день церковное новолетие.

Календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio - объявление), 15-летним периодам наложения дани, было введено в VI веке в царствование Юстиниана I (527-565). Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Финансовый год в империи начинался "указанием" (indictio) императора, сколько нужно собрать податей.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. По принятии христианства гражданский год вплоть до XV века начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая Нестора.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Христос сказал, что он пришел "исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное".

Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Сооружали помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга.

В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет).

Будущий князь выступал с помоста с публичной речью.

Именно в Новолетие в 1598 году на царство венчался Борис Годунов.

В XVII веке день Новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не уходил без утешения - их оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили праздничным обедом. Простой народ получал гостинцы и подарки, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом.

1 января 1700 года церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного Новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью. Праздник Новолетия ныне соединяется с праздничной службой в честь преподобного Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рождественская служба в церкви Андрея Рублева в Москве

Рождественская служба в церкви Андрея Рублева в Москве


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "День церковного Новолетия" в других словарях:

  • 14 сентября - день церковного Новолетия — 1 (14) сентября Церковь празднует начало индикта, или церковного Новолетия. На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 г. Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ — дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа, реликвиям, знамениям и чудесам, связанным с Ним. В широком смысле Г. п. это дни, в к рые по тем или иным причинам особенно прославляется… …   Православная энциклопедия

  • 1680 лет назад 1 сентября стало началом нового года — 1680 лет назад (325) 1 сентября стало началом нового года; на Первом Вселенском соборе в Никее было принято решение о перенесении нового года с 1 марта на 1 сентября После краткой истории выработки и развития разных календарных систем в древнем… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • История празднования Нового года — Празднование церковного новолетия было установлено на Первом Вселенском соборе в Никее, созванном Константином Великим в 325 году нашей эры. На Соборе святыми отцами было установлено 1 сентября (ст.ст) вместо 1 марта. В России Новый год встречали …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • требник — а; м. Книга с молитвами для треб (1 зн.). * * * требник православная богослужебная книга, содержащая тексты церковных служб и изложение порядка совершения треб  частных молитв и церковных обрядов, совершающихся по требованию (отсюда название)… …   Энциклопедический словарь

  • Семь отроков Эфесских — Семь спящих отроков Эфесских …   Википедия

  • Семь мучеников эфесских — Семь спящих отроков Эфесских Русская икона XIX века родился Эфес, III в. н.э. главная святыня Пещеры в Эфесе и Аммане день памяти 4 авгус …   Википедия

  • Семь спящих отроков эфесских — Русская икона XIX века родился Эфес, III в. н.э. главная святыня Пещеры в Эфесе и Аммане день памяти 4 авгус …   Википедия

  • Эфесские мученики — Семь спящих отроков Эфесских Русская икона XIX века родился Эфес, III в. н.э. главная святыня Пещеры в Эфесе и Аммане день памяти 4 авгус …   Википедия

  • КАЛЕНДАРЬ — [лат. Kalendarium, от Kalendae в древнерим. К. название 1 го дня месяца], система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений. Астрономическая основа и типология К. появился в глубокой древности как …   Православная энциклопедия